Смелые глаза - молодцу краса
09.06.2015, 23:45

Дорогие ребята! Кто из вас не мечтает стать сме­лым и сильным, как герои любимых сказок,мультфильмов и книг? Тем более, что многие профессии требуют от человека храбрости, мужества и решительности. Это летчики, моряки, пожарные, спасатели, воины.

Народ с давних времен с уважением относился к богатырям и героям, наделяя их не только отвагой, но и великодушием и добротой.

О смелости сложено много пословиц и поговорок: «Смелых и смерть боится», «Смелые глаза — молодцу краса», «Смелость города берет».

♦ Как вы можете объяснить эти пословицы?

Смелых боятся враги и даже сама смерть, смелость украшает человека. Смелые люди преодолевают лю­бые преграды и препятствия, а во время войны могут брать города. Напротив, боязливые, трусливые люди не вызывают уважения, их часто сравнивают с зайца­ми, которых считают трусливыми. «Трусливому зай­ке и пенек — волк» — говорится в поговорке. Очень часто трусость состоит в том, что мы боимся признать­ся в каком-то дурном поступке или в нечаянной ша­лости.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Не хочу быть трусом

Я боюсь признаться маме,

Что разбил кувшин с цветами.

Весь от страха я трясусь,

Я, наверно, просто трус!

Мама может огорчиться,

Мама может рассердиться,

Скажет: «Мы ведь говорили,

Не играй с мячом в квартире.

В догонялки, в салки, в прятки,

В мяч играют на площадке».

Кто подскажет мне, как быть,

Чтобы трусом не прослыть?

♦ Что вы можете посоветовать мальчику?

♦ Как ему поступить, чтобы не прослыть трусом?

♦ Бывали ли у вас подобные случаи? Как вы выходили из положения?

Однажды я наблюдала такую картинку.

Высокий, сильный на вид подросток отнял у малы­шей мяч, поднял его над головой и перебрасывал из руки в руку.

— Кто дотянется, тому мяч и достанется, а если не дотянетесь, то мячик — мой! Ясно, мелочь? — говорил он с насмешливой улыбкой.

Ребятишки подпрыгивали, старались достать мяч, но это им не удавалось.

В это время мимо проходили два друга — Денис и Гриша. Денис, хотя был моложе и меньше ростом, чем вредный подросток, решительно подошел к нему и твердо сказал:

— А ну, отдай мяч малышам!

— Не отдам! Ишь, чего захотел!— ответил парень. Но Денис неожиданно подскочил, быстро выхватил

мяч у парня из рук и бросил его детям.

Гриша наблюдал за действиями друга, стоя непода­леку: ему не хотелось ввязываться в ссору, но он обя­зательно помог бы другу, если бы в этом была необхо­димость. Ведь Денис и Гриша — друзья проверенные!

Они дружат в детском саду и вместе занимаются спортом.

Посрамленный подросток бросился к друзьям. Он хотел затеять драку, но тут же получил от мальчиков отпор. Такого он, конечно, не ожидал. Денис и Гриша были ни меньше его ростом и на вид слабее. Подросток предпочел уйти с детской площадки.

Денис вступился за малышей, во-первых, потому что обладал смелостью, а во-вторых, он был достаточно силен, чтобы справиться с подростком, ведь он занимался в спортивной секции, в-третьих, рядом с ним был его верный друг.

Коли бы друзья чувствовали, что с хулиганом им не справиться, я думаю, они позвали бы взрослых. И пра­вильно бы сделали. Ведь и смелость не должна быть безрассудной, а риск — неоправданным.

• Как вы оцениваете поступок Дениса?

• Смелый ли он мальчик?

• Как бы вы поступили в такой ситуации: прошли бы мимо,

Прошли мимо, сделав вид, что ничего не заметили? Поступили бы, как Денис? Позвали на помощь кого-то из взрослых?

 

А вот другой случай.

Весенним днем, когда лед на пруду стал уже рыхлым и непрочным, трое друзей гуляли возле пруда и ли хотели перейти на другой берег по льду. Валера и Гена уже собрались переходить пруд, но Костя остановил их:

Я не пойду по льду и вам не советую. Можно провалиться под лед и утонуть!

Ты просто трус! — сказал Валера и решительно направился к пруду.

Гена остался на месте. Он тоже подумал, что лед «тал слишком слабым и может не выдержать.

Валера подошел к пруду и попробовал стать на лед одной ногой, лед под ногой тут же проломился, и выступила вода. Конечно, ребята не пошли по льду, а на­правились в обход. Костя оказался прав!

Теперь, я думаю, вы понимаете, что смелость тоже должна быть разумна!

♦ Как вы думаете, трус ли Костя?

♦ Проявил ли Валера смелость или его поведение — не смелость, а неоправданный риск? Почему вы так считаете?

Не стоит путать осторожность и трусость. Кстати, смелым и отважным может быть и не очень физичес­ки сильный человек.

Знаменитый русский полководец Александр Василь­евич Суворов вовсе не казался богатырем. В детстве Саша Суворов был болезненным и слабым мальчиком. Но он мечтал служить в армии, потому стал закалять себя: зи­мой купался в проруби, ходил босиком, скакал верхом на лошади, выполнял физические упражнения. Это и помогло стать ему ловким, смелым, выносливым, храб­рым. Суворов не проиграл ни одного сражения!

Не было полководца, которого бы так любили и ува­жали солдаты и который одержал бы столько побед! Пятьдесят лет он отдал русской армии, начав службу с низших чинов. Поэтому так хорошо знал нужды про­стых солдат!

Именно Суворову принадлежат знаменитые слова: «Храброго пуля боится, храброго штык не берет».

Смелый человек может и не обладать громадной физической силой, но он всегда обладает сильным ду­хом! «Храброму счастье помогает», «Нет храбрее рус­ского солдата» — говорится в народе.

Героизм и храбрость всегда проявляли русские сол­даты, защищая Отечество.

В народной памяти сохраняются имена героев мно­гих войн. Во время Великой Отечественной войны, длившейся долгих четыре с половиной года, было мно­го тяжелых кровопролитных сражений. Перелом на­ступил после Сталинградской битвы. Один из домов в г. Сталинграде (сейчас г. Волгоград) устоял, не сдал­ся врагам, хотя многие его защитники погибли. Это здание назвали домом Павлова — по фамилии сер­жанта, защищавшего его. После войны этот полусго­ревший, разбитый снарядами дом не стали восста­навливать: он стоит как памятник несгибаемому духу и мужеству русских солдат.

 

Дом Павлова

Бомбы рвались и снаряды,

Земля превратилась в ад.

Слышались гул канонады,

Взрывы мин и гранат.

Многих здесь смерть скосила

Юных русских ребят,

Но с неослабною силой

В доме строчил автомат.

Падал солдат.

Поднимался

На смену ему другой.

Дом Павлова не сдавался

И выиграл трудный бой!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. На прогулке вы потеряли волан от бадминтона.

Как вы поступите?

1. Скажете маме, что потеряли волан и не смогли его найти.

2. Скажете, что отдали волан другу, потому что бои­тесь, что мама пошлет вас его искать, а на улице смер­кнется.

3. Скажете, что потеряли волан и поищете его завтра.

II. На детской площадке мальчик отнял у малыша совочек. Малыш плачет. Как вы поступите?

1. Позовете воспитательницу.

2. Отойдете в сторонку — вас это не касается.

3. Попросите мальчика вернуть совок малышу.

Послушайте рассказ.

Волшебный фонарик

Саша — мальчик боязливый. Когда был совсем ма­ленький, то чуть что, сразу просился к маме на руки. Увидит ли дворняжку, неторопливо трусящую по пере­улку, петуха, разгуливающего на зеленой лужайке пе­ред домом, или старика с палочкой, бредущего по дороге, Саша сразу схватит маму за руку, заглянет ей в глаза и умильно попросит: «Мамочка, я устал. Возьми, пожалуйста, меня на ручки!» Ну как тут отказать! Мам пожалеет сынишку, возьмет малыша на руки.

Но сейчас Саше шесть лет, проситься к маме на руки такому большому мальчику стыдно! Стыдно-то стыдно, но Саша и сейчас многого боится. Если мама попросил мальчика вечером принести ей книгу или носовой платок из спальни, Саше идти в темную комнату совсем хочется. Он боится темноты, а до выключателя пока дотягивается и сам включить свет не может.

Днем в комнате светло, весело! Все знакомое и рты; нос: мамин пушистый халат на кресле, книги на полках, игрушки на диване. А вот вечером... Совсем другое дело: кресло превращается в великана, присевшего корточки и широко расставившего руки, словно великан хочет поймать Сашу. В складках штор прячется незнакомец, а в овальном большом зеркале мелькают тени и вспыхивают зеленые и красные огоньки.

— Сынок, ты принес мне книгу? — спрашивает мама.

— Ой, мамочка! Я ногу отсидел, встать не могу, жалобно захнычет мальчик.

Придется маме самой за книгой идти... Конечно, все домашние догадывались, что Саша  — трусишка. Но как сделать мальчика смелым?

Папа читал Саше интересные книжки о бесстрашных сильных людях — путешественниках, полярниках, космонавтах. Дедушка рассказывал о подвигах солдат на войне. И книжки, и рассказы Саше нрави­лись, да вот беда, сам-то он смелее не становился.

Кроме темноты Саша боялся и соседского кота Федота, который любил понежиться на солнышке, забравшись на перекладину забора. Тот казался мальчугану не обыкновенным толстым и ленивым котом, лю­бимцем бабушки Поли, а настоящим хищником — полосатым тигром.

Саша думал, что Федот смотрит на него злыми-презлыми глазами, того и гляди спрыгнет с забора и вцепится в волосы. Во всяком случае, мальчик всегда старался обойти опасного кота стороной.

Боялся он и безобидных лягушек, и земляных черникой. Да мало ли чего еще боялся Саша!

Однажды на день рождения дедушка подарил внуку электрический фонарик. Фонарик очень понравил­ся Саше — блестящий, с двумя круглыми кнопочка­ми. Нажмешь на одну кнопку, и вспыхивает яркий золотисто-желтый свет, нажмешь на другую — свет гаснет.

Спасибо, дедуля! Я давно о таком фонарике, поблагодарил мальчик дедушку. Дедушка загадочно улыбнулся и сказал:

Фонарик этот не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, сразу смелым станет, ничего не побоится: ни темноты, ни соседских котов, ни жуков, ни ингушек, — словом, ничего! Волшебный фонарик че­ловеку храбрость и силу дает!

Вечером дедушка попросил Сашу пойти в сад и посмотреть, хорошо ли закрыта калитка.

Сначала мальчик хотел под каким-нибудь благовид­ным предлогом отказаться от этого поручения, но по­том вспомнил про фонарик и подумал: «Вот сейчас и проверю, поможет ли мне волшебный фонарик».

Он взял в руки дедушкин подарок и вышел на и крыльцо. Всюду было темно, невидимка-ветер шелес­тел листьями и качал ветки.

Саша поежился — страшновато все-таки. До калитки идти далеко. Но тут он нажал на круглую кнопочку, вспыхнул свет, и на тропинку возле крыльца лег­ло яркое золотое пятно.

На душе у мальчика повеселело. Кусты крыжовни­ки и смородины больше не казались мохнатыми чудо­вищами, а кривой сухой сучок, валявшийся в траве, сразу стал обыкновенным сучком, а не опасной змеей.

Ничего не бойся! Я с тобой, — шепнул мальчику волшебный фонарик.

Саша расслышал в тишине его тихий, как шелест листьев, шепот и подумал: «Не обманул меня дедуш­ка! Фонарик в самом деле волшебный!»

Сжимая в руке фонарик, мальчик смело сбежал с крыльца. Он подошел к калитке, посветил на нее фо­нарем и, убедившись, что щеколда плотно закрыта, не спеша пошел к дому.

«Со мной волшебный фонарик, теперь я ничего не боюсь!» — весело подумал мальчик.

В этот момент он почувствовал себя смельчаком, настоящим маленьким героем!

— Все в порядке. Калитка закрыта! — уверенно доложил Саша дедушке.

— Молодец! — похвалил тот внука.

С тех пор Саша перестал бояться темноты. Ему даже нравилось гулять с фонариком вечером в саду, качать­ся на качелях. Фонарик вырывал их темноты то гряд­ку с цветами, то деревянный колодец, то тропинку к дому. Никаких страшилищ в саду не боялся!

Однажды в гости к Саше приехала двоюродная сес­тра Оля. Да не одна, а со своей собакой по кличке Муха. Муха — маленькая, белая собачонка с хвости­ком, свернутым в колечко, и черным пятном на пра­вом ухе.

Сначала Саша и Оля забавлялись с Мухой, учили прыгать через веревочку, угощали лакомыми кусоч­ками. Потом убежали играть с ребятами. Муху остави­ли в саду. Но собачка скоро заскучала одна. Сначала она бегала вдоль забора и тихонько поскуливала, слов­но звала ребят, а потом вырыла под калиткой ямку, пролезла в нее и, оказавшись на улице, смело побежа­ла обследовать незнакомую местность.

Когда Саша с Олей вернулись с прогулки, Мухи нигде не было. Напрасно они искали ее, звали: «Муха! Мушка!» — собака не отзывалась им весе­лым тявканьем.

Между тем стало смеркаться. Оля горько запла­кала:

— Вдруг Мушка заблудилась и не может найти до­рогу домой в темноте?

— Не плачь, Олечка! — успокоил сестренку Саша. — У меня есть волшебный фонарик, он нам поможет найти беглянку.

Саша нашел фонарик, смело выбежал за калитку и помчался вдоль улицы, освещая соседние заборы, заросли малины, крапивы и бузины. Время от времени он встречал собаку.

Когда мальчик, наконец, свернул в темный узкий переулок, фонарик шепнул ему поискать Муху здесь. Послышалось чье-то тихое поскуливание. Саша приподнял ветки и увидел спрятавшуюся в высокой траве Муху. Мушка! — громко воскликнул Саша. Собачка узнала его и запрыгала от радости. Ведь она и в самом деле заблудилась!

Скоро Саша с Мушкой вернулись домой. Оля очень обрадовалась и восхищенно сказала: Какой ты, Саша, смелый!

• Почему Сашу называли боязливым?

• Чего боялся Саша?

• Боитесь ли вы темноты?

• Как вы пытаетесь побороть свои страхи?

• Что подарил Саше дедушка?

• Как фонарик помог Саше стать смелее?

• Кого выручил из беды Саша?

• Как вы думаете, был ли фонарик в самом деле волшебным? Послушайте стихотворение.

Мой фонарик

Я хочу, чтобы стемнело,

Чтобы сад вздохнул листвой,

Я возьму фонарик свой —

Побегу по саду смело.

По цветам скользну лучом,

Очерчу широкий круг.

Темнота мне нипочем —

Ведь со мной фонарик-друг!..

Куст мохнатый он обшарит —

Кто там прячется живой?

И шепнет, смеясь, фонарик:

«Это старый сук кривой!»

Категория: Для вас, ребята | Добавил: Эльза_Айнулловна
Просмотров: 972 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar